-
-

Худое, изможденное тело вылезает из короткой одежды

«ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ»

Так называли команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

 

«ПРОКЛЯТИЕ»

Не выдерживая мучений и истязаний, некоторые узники решались на самоубийство – «шли на провод», который находился под электрическим напряжением. Их последними словами были проклятия фашизму.

 

«ПОБЕГ»

Постоянно из лагерей предпринимались побеги. Часто они провоцировались предателями и были поводом для истребления людей. Надежда на спасение оборачивалась страшной трагедией...

 

 «ЭТТЕРСБЕРГ – ГОЛГОФА ХХ ВЕКА»

Для непокорных в Бухенвальде предназначались одиночные карцеры – специальные бункеры для пыток. В тупике бухенвальдского бункера подвешен, как будто распят, юноша, на груди которого выжжена звезда. Это символ мучений и страданий, уготованных человечеству фашизмом в ХХ веке.

«ПОЮЩИЕ КОММУНИСТЫ»

 

Показательный обряд покарания коммунистов звучит как героическая симфония, как гимн мужеству и несгибаемой воле этих людей, их вере в свою правоту, в будущую свободу. Горящие на жертвенном костре коммунисты остаются борцами до последних мгновений жизни и умирают со словами «интернационала» на устах.

 

 «КАНАНАДА»

«Канадами» в лагере называли пункты сбора несметных богатств. У людей, предназначенных для уничтожения, забирали все имеющиеся ценности, а после ограбления загоняли в газовые камеры. На их фоне особенно отвратительны циничные эсэсовцы, выкладывающие золотые пирамиды и перебирающие жемчуга.

 

 «МАДОННА БИРКЕНАУ»

 

Над черным силуэтом крематория женского лагеря Биркенау возносится в небо мадонна – символ всех погибших матерей. Она неуязвима, недосягаема для зла и мракобесия и в тоже время прекрасна. И словно возрождая жизнь, под крестом крематория выросли скромные полевые ромашки.

 

                                              «ОТБОР»

Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов.

 

«ТАНЕЦ С ОГНЁМ»

Перед тем, как поджечь это страшное сооружение, фашисты забавляются танцем с факелами.

 

 

 «ЛЕТНИЙ ТЕАТР»

Накануне краха Бухенвальда печи крематориев работали на полную мощь, но не справлялись со своей задачей. Трупы сжигали в ямах, которые на лагерном жаргоне называли «летними театрами».

 

 «SOS»

Весной 1945г. подпольщикам Бухенвальда удалось скопить оружие, смонтировать рацию. Готовилось восстание. Узники собрались вокруг рации. Их лица озарены светом надежды на спасение. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

 

                                    «ЭТИ ВЫЖИЛИ»

Групповой портрет только что освобожденных узников. Заостренные, затравленные лица с запавшими глазами, в которых застыло страдание… воин-освободитель открывает им дверь в забытый, радостный и яркий мир.

 

 

11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 60 миллионов погибших на фронтах 2-й мировой войны.

 

 

Картины М. А. Савицкого «Цифры на сердце» - это урок   настоящему и предостережение для всего человечества. Человеку необходимо познать свою историю не только умом, но чувством. Неспроста говорили мудрецы: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён пережить его снова». Так пусть же помогут нам в этом бессмертные полотна Михаила Андреевича Савицкого.

 

 

В 2001 году М. Савицкий стал почётным гражданином  столицы Беларуси,

 а с 2006 года – Герой Беларуси.

 

Хостинг от uCoz